Аудио Театр – звуковое, шумовое оформление, фоли, саунд-дизайн  

 

На главную:
О студии:
Проекты:
Контакты:
 
    
 
 
 
 


Фильм «Λόγος» («Логос»)


"Логос (от греч. λόγος – «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «число») –
термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь)
 и «понятие» (суждение, смысл). Гераклит, впервые использовавший его,
называя логосом «вечную и всеобщую необходимость», устойчивую закономерность…
Под логосом понимают наиболее глубинную, устойчивую и существенную структуру бытия,
наиболее существенные закономерности мира."
Так говорят словари


Внимание! Если видео не запускается – смотрите фильм Вконтакте.
Этот фильм мне повезло увидеть на фестивале «Святая Анна» `2015 – там же познакомился и с его режиссёром (а также соавтором сценария и исполнительницей роли Софии) Дианой Снигур. Фильм (дебютная её работа.) удивил меня в самом лучшем смысле: яркая, красивая, в эдакой пост-гринуэевской стилистике работа, притом не просто «не лишённая смысла» – фильм получился многоплановым и многослойным. («Сложно о сложном»? Пусть так.)
Не стану пытаться пересказать содержание – процитирую пресс-релиз фестиваля:

«“Логос” – короткометражный поэтический фильм о слове, которое является созидающей силой Вселенной. Даймон, гений, владеющий этой силой, способен менять Мироздание, но он стоит перед выбором: поддаться искушению безликой толпы и растратить свой дар попусту или прислушаться к Софии, воплощенному слову, прислушаться к своему внутреннему “я” и бороться за свой истинный путь и свободу.»

Для меня же этот фильм также и о мятущейся душе художника, и о сложности простых человеческих отношений…
Но всё это относительно идей, мыслей, выразительной картинки; с саундом всё было не так радужно – и я предложил Диане переделать весь звуковой ряд.
Работали мы удалённо (Диана живёт в Калининграде), обсуждая процесс и результаты по сети. Мне передали всю музыку и записи голосов, которые пришлось немного реставрировать (или лёгкий ремастеринг сделать? Не знаю, как лучше назвать этот процесс); некоторые музыкальные фрагменты были также откорректированы по времени (ускорены или растянуты) для лучшего попадания в кадр.
Параллельно придумалась обработка для голоса демона; звучание должно было заметно отличаться от естественного – но не пугать, а создавать ощущение раздрая и хаоса. Для этого я взял три копии этого трека:
1. Обычный стерео с лёгким эхом помещения;
2. Стерео с «вывернутым» эхом (файл был повёрнут задом наперёд, обработан сильным гулким холлом, а затем снова обращён – таким образом реверсивное эхо как бы бежит впереди слов);
3. «Сухой» моно, без дополнительных обработок.
Первые два миксовались между собой в разных пропорциях (то одного больше, то другого); третий апериодически подмешивался к первым двум со смещением по времени, с лёгким опережением или отставанием. Получилось сюрное звучание с различными странными призвуками и налётом то хоруса, то фленжера, меняющееся внезапно и на первый взгляд бессистемно.
Голос гения Даймона имелся только с площадки, что совершенно не годилось по качеству; гонять кого-то из артистов ради пары фраз я не хотел (в дни работы над «Логосом» не было непосредственно под руками подходящих актёрских тембров) – так что пришлось самому встать к микрофону…
Подобные работы невозможны без саунд-дизайна (фантазийная картинка должна подкрепляться соответствующим звуком, видео-арт требует саунд-арта), так что потустронним голосом демона процесс не ограничился; и о некоторых моментах – что из чего сделано – хочу рассказать подробнее.
Самое начало (световой акцент и титры) хотелось обыграть, подводя к собственно картине. Для начальной вспышки использовались звучащий на повышение ватерфон и чаймс-бар по нисходящей. «Встречно-параллельный» дуэт перкуссии переходит в обыгрывание женского и мужского голосов – почти шёпотов, на выдохе – с синтезированными специально для этой работы сэмплами. Сэмплы эти были созданы из фидбэка от ВЧ-динамика с добавлением шума и последовательной обработкой задержками, фазовращением, динамической эквализацией и некоторыми другими приблудами.
В «демоническом» эпизоде мерцание света подчёркнуто низковатым перекатывающимся звуком, который получился из сильно замедленной записи соловьиного пения с примесью обычной наводки от электросети. Тот же соловей, но с добавлением низкого скрежета ржавого металла, был использован в моменты срывания и отбрасывания масок.
Фоли делались тщательно (а как иначе!), хотя и без особых затей. анимационный фильм «Λόγος» («Логос»), режиссёр Диана СнигурСигарета – спичка, горящая очень близко от микрофона. Раскачивающийся фонарь – скрип дворовых качелей и щёлканье старого тумблера. Хирургические инструменты – столовые приборы (далее этот же звук звучит в обратную сторону). Земля, струящаяся из ладони – горсть крупных бусин, высыпающихся на линолеум, с подрезанными верхами и тоже задом наперёд (в этой работе почему-то оказалось много реверсивных звуков). Шаги по траве – они же и есть (правда, в отличие от всего прочего, записывал я их для другого проекта, но здесь они очень пригодились).
В качестве подложек-эмбиентов я использовал всего три трека. Для сцен в помещении – далёкий городской фоновый шум. Лесная атмосфера была сделана из сочетания записей Беловежской пущи и леса под Славяногорском с небольшим добавлением старинной театральной ветровой машины. Луг получился совсем сложносочинённым – его заполнили разнообразные птицы и насекомые, записанные в различное время и в очень разных местах (во время походов и отпусков я не расстаюсь с рекордером, обожаю филд-рекординг!).
После всех этих манипуляций оставался, как обычно, сущий пустяк – свести все части воедино; в данном случае, правда, требовалась особая деликатность в переходах музыки (а её в фильме много).
Результат оценивать зрителю – но, по-моему, всё получилось!..

 

 


::: Использование материалов сайта с ведома автора всячески приветствуется :::
::: Дизайн © Феоfaн С. Отрастутьев :::