'Аудио Театр' - радиоспектакли, радиопостановки, аудиокниги  

 

На главную:
О студии:
Проекты:
Контакты:
 
    
 
 
 
 


«Проблема верволка в Средней Полосе»


фрагмент №1:
   «Проблема Верволка В Средней Полосе», Виктор Пелевин; Музыка: Pink Floyd, Matia Bazar, Сергей Абрамов (Шерион), Константин Тарабрин (Бенгальский Залив), Сергей Щураков (Оркестр Вермишель, Vermicelli Orchestra), Сергей Калугин (Оргия Праведников).Песня «Браво, парень!»- Олег Медведев MP3 #1 >>>   
фрагмент №2:   «Проблема Верволка В Средней Полосе», Виктор Пелевин; Музыка: Pink Floyd, Matia Bazar, Сергей Абрамов (Шерион), Константин Тарабрин (Бенгальский Залив), Сергей Щураков (Оркестр Вермишель, Vermicelli Orchestra), Сергей Калугин (Оргия Праведников).Песня «Браво, парень!»- Олег Медведев MP3 #3 >>>   
фрагмент №3:
   «Проблема Верволка В Средней Полосе», Виктор Пелевин; Музыка: Pink Floyd, Matia Bazar, Сергей Абрамов (Шерион), Константин Тарабрин (Бенгальский Залив), Сергей Щураков (Оркестр Вермишель, Vermicelli Orchestra), Сергей Калугин (Оргия Праведников).Песня «Браво, парень!»- Олег Медведев MP3 #6 >>>    

записи в RAR-архиве:  «Проблема Верволка В Средней Полосе», Виктор Пелевин; Музыка: Pink Floyd, Matia Bazar, Сергей Абрамов (Шерион), Константин Тарабрин (Бенгальский Залив), Сергей Щураков (Оркестр Вермишель, Vermicelli Orchestra), Сергей Калугин (Оргия Праведников).Песня «Браво, парень!»- Олег Медведев СКАЧАТЬ MP3 В RAR-АРХИВЕ >>>   Песня «Браво, парень!», Олег Медведев (из спектакля «Проблема Верволка В Средней Полосе», Виктор Пелевин) СКАЧАТЬ MP3 В RAR-АРХИВЕ >>>

муз. «Пинк Флойд» («Pink Floyd»),
«Матиа Базар» («Matia Bazar»),
Сергей Абрамов («Шерион»),
Константин Тарабрин («Бенгальский Залив»),
Сергей Щураков и «Оркестр Вермишель»
(«Vermicelli Orchestra»),
Сергей Калугин («Дикая Охота», «Оргия Праведников»).
Песня «Браво, парень!..» - Олег Медведев
(96kbit, Stereo; общ. звуч. демо 47:09; 29,41 Mb
полное звучание спектакля 1 ч. 41 мин.)


Признаться, эту повесть Пелевина я ставить не собирался – во всяком случаеВлад Копп,проект«Модель Для Сборки»(МДС)-авторский текст спектакле по Виктору Пелевину Проблема Верволка В Средней Полосе,Аудио Театр, в обозримом будущем (не потому что не нравится – просто планы были совершенно другие). Спектакль по «Верволку…» получился как-то сам собой, вытек из предыдущей работы – «Бубен Верхнего Мира», став вполне логичным и закономерным его продолжением.
Еще во время работы над «Бубном…» новый спектакль стал складываться в голове; на это явно повлияли и участие в качестве актера Сергея Калугина (чья музыка была использована в «Верволке…»), и сам факт, что «Проблемы Верволка…» (как и «Бубен…») – одно из немногих симпатичных мне небольших произведений Виктора Пелевина (мне намного больше нравятся его романы, нежели, допустим, рассказы).
И, безусловно, на создание этого спектакля сильное влияние оказало творчество замечательного барда Олега Медведева, одну их мелодий которого я использовал в «Бубне…». Отслушивая материал, я вспомнил о его песне «Браво, парень!..»[1], которая по сюжету удивительно пересекается с пелевинской повестью – и которую Олег любезно разрешил использовать. Причем звучит она не целиком – ее фрагменты разбросаны по спектаклю, иллюстрируя различные его моменты. «Вживлять» таким образом кусочки бардовского сочинения в совершенно иную звуковую среду было чистейшей авантюрой, экспериментом (к счастью, удавшимся – уж очень песня хороша!).
Впрочем, «Верволк…» – один сплошной эксперимент; в нем перемешались самые разные направления аудиопостановки: традиционный радиоспектакль, любимая мною модная ныне арс-акустика (зачастую довольно дико используемая на радио), элементы стилистики «Модели Для Сборки» и т.п. Каким-то образом все это удалось примирить между Бард Олег Медведев,автор песни «Браво,Парень!»собой, вполне мирно угнездив в неполных двух часах записи. Каким – до сих пор не вполне понятно самому.
Коль скоро упомянута «Модель…» сразу хочу оговориться, что эта работа вовсе не является совместным проектом с «МДС». Просто мне сразу показалось, что лучше Влада Коппа авторский текст здесь не прочтет никто. В этот момент я был занят другой работой, еще даже не перечитывал «Верволка…», но переговоры с Коппом уже провел; Влад согласился. Когда я наконец-то взял в руки книгу, то понял, насколько удачным оказался выбор – в этой повести авторский текст имеет сильнейшее значение, чуть ли не превалирует над диалогами, и прочесть его необходимо было на надлежащем уровне.
(Раз уж речь зашла об игравших в этом спектакле, расскажу сперва о них; те же, кому более интересна работа над звуком, могут сразу перейти ниже).
Голоса почти всех героев повести нашлись довольно легко. Сашу сыграл давний мой знакомый Александр Беляев, музыкальный журналист (на момент создания спектакля работал в журнале «Play»). Беляев с самого начала интересовался «Аудио Театром», его Журналистка Татьяна Редкова - оборотень Лена в спектакле по повести Виктора Пелевина «Проблема Верволка В Средней Полосе»юный не по годам голос и манера говорить идеально подходили под эту роль – да к тому же и персонаж тезкой оказался (самое время поставить смайлик). Правда, сначала Саша почему-то несколько настороженно отнесся к моему предложению, но уже в студии быстро вошел во вкус, и запись прошла быстро и легко.
Вообще, в этом проекте оказалось задействовано довольно много журналистов. Так, маленькую, но очень важную роль оборотня Лены исполнила Татьяна Редкова, работавшая в то время в журнале «Большой Город». Когда-то я подавал туда объявление о том, что ищу фактурные голоса – Таня отозвалась чуть ли не первой. Правда, очаровательной девушке пришлось довольно долго ждать приглашения на запись, но приняла она его с полным восторгом.
Таня и Саша впервые участвовали в чем-то подобном – но именно их неподготовленность, неопытность, непосредственность подхода делали их речь интересной, характерной. Именно такая слегка торопливо-юношеская манера говорить мне и была нужна. Ни один профи так не прочел бы.
Исполнителя роли оборотня-предателя Николая (которого Саша «загрыз в люди») даже искать не пришлось. С Андреем Келимом, человеком с немалым театральным опытом, мы познакомились в свое время в одной тренинг-компании, где он участвовал в проведении ЭСТов. Помня его как прекрасного рассказчика, а также его порой весьма глумливую манеру разговора, я предложил ему поучаствовать в проекте. «Старик, – ответил мне Келим, – ты не поверишь, но я буквально вчера вечером думал, а не предложить ли свое участие в какой-нибудь твой спектакль!» Роль Андрей исполнил с одного дубля. Ну, разве что пару-тройку реплик повторить пришлось…
А вот с исполнителем роли вожака стаи оборотней, полковника Лебеденко, пришлось повозиться. Ни один из приглашенных мною обладателей шикарных низких голосов не смог надлежащим образом исполнить эту роль. Не получался полковник Журналист Александр Беляев-Саша  в спектакле по Виктору Пелевину «Проблема Верволка В Средней Полосе»– в лучшем случае выходил какой-то старлей из комедии типа «ДМБ»… Уже почти отчаявшись, я вспомнил про Михаила Гуляева из «Проекта "Археология"», который за полгода до этого блестяще сыграл пирата в «Карандаше и Самоделкине». Ох, не зря я его вспомнил – равно как (уж который раз об этом говорю!) – не зря отправился однажды с ним в археологическую экспедицию. По-моему, Майк даже повести не читал. Он просто просмотрел текст перед началом записи – и все сделал так, как то было нужно…
Микроскопическую роль декана я прочитал сам. Смешно сказать, но ее не смог прочесть даже настоящий преподаватель из МГУ, отличный лектор. «Бог мой, да читай ты как лекцию!» – твердил я ему. На что неизменно получал ответ: «Так то лекция, а это – роль!..» Читал я этот фрагмент для большего искажения голоса в старинный микрофон ЛОМО 82А-5М (которым иногда писал некоторые шумы и звуки – как ни странно, с его помощью получалось интереснее). Подозреваю, что этот ветеран звукоцеха был сделан еще до моего рождения; опуская особенности его характеристик скажу, что все-таки такая штука это уже не только микрофон, это уже личность!..
В повести – и спектакле – есть несколько весьма важных массовых сцен; в принципе, их можно было бы сделать на взятых из шумотек записях толпы, наложив сверху несколько раз одни и те же реплики (уж на две-три фразы нашел бы кого-нибудь или сам бы прочел). Но очень хотелось сделать эти моменты «настоящими», максимально приближенными к естественному звуку, к театральной сцене. И здесь меня очень выручили ребята из театра-студии «Блик», с которыми я почти случайно познакомился незадолго до этого на одном из концертов. Сначала я хотел было сделать запись прямо на их базе в столичном Центре Образования «ЦО № 556», но все же счел за благо работать на знакомом и проверенном аппарате, а потому зазвал их к себе. Спасибо, что не отказались приехать на другой конец города ради непонятно какого результата! Впрочем, Актеры театра-студии «Блик» на пикнике после записи массовок  в спектакле по повести Виктора Пелевина «Проблема Верволка В Средней Полосе»запись прошла успешно и увенчалась славным пикником в Тушинском лесу (где был сделан помещенный здесь исторический снимок). Для меня же это был новый и очень любопытный опыт работы с актерами – не с каждым персонально, а сразу с целой группой, перед которой ставится общая задача…
Итак, роли все были записаны, можно было приступать к монтажу. И тут впору вновь поговорить о музыке, звуках и общем саунде спектакля.
Как я уже говорил выше, эта работа буквально «вытекла» из предыдущего пелевинского спектакля, прихватив с собой течением и часть звукового оформления. Так, в этой работе тоже была использована музыка липецкого композитора Сергея Абрамова (проект «Шерион»), с которым некогда мы познакомились по сети. Даже некоторые композиции использованы в обоих спектаклях – правда, совершенно по-разному: если в «Бубне…» у этих амбиентных сочинений скорее функции некоего звукового фона, подложки, то здесь музыка Абрамова звучит ярче, буквально создает настроение.
Точно так же перетекли в новую работу шорох листьев и треск костра, специально (и не без приключений) в свое время записанные для «Бубна…».
Однако многие звуки были специально подготовлены для спектакля. Например, звук рвущейся бумаги. Мне показалось вполне логичным и драматически верным, если верволк Лебеденко после прочтения с отвращением порвет и выбросит письмо под ропот стаи (ведь и у Пелевина лапы вожака оборотня ненадолго превращаются в руки). Звук действительно лег хорошо. Но по ходу работы этот звук я использовал Андрей Келим,Николай в спектакле по Виктору Пелевину «Проблема Верволка В Средней Полосе»и в сцене прохода через село, где такой разрыв «отсекает» мечты от действительности; звучит это место резковато, но, по-моему, очень эффектно.
К слову, о сцене в деревне. В этом месте фоном идут несколько грязноватые звуки сельской жизни (птичник, трактор, мычание и т.п.). С этим фрагментом связана отдельная история… Незадолго до начала над «Верволком…» мне принесли совершенно уникальную шумотеку: древние, еще моно, виниловые пластинки выпущенные в какие-то дремучие времена для озвучивания театральных постановок. Диски были запилены до полного безобразия – тем не менее, их владельцы очень хотели их зачем-то оцифровать и отреставрировать. На мой взгляд, все это было проще записать заново, но хозяева раритета не хотели меня слушать и просили снять хотя бы щелчки и скрежет. Что я и сделал (использовав, среди прочего, великолепную польскую программу DART XP Pro). Звук, конечно, получился далекий от идеала, но заказчиков это вполне устроило (хотя до сих пор не вполне понимаю, зачем им это надо было). И вот фрагмент такого грязноватого, недорасчищенного, подскрипывающего трека с сельскими звуками я и решил использовать. Ведь деревня Коньково производит в повести такое жалкое, гнетущее и вместе с тем жутковатое впечатление, что использовать рафинированный звук было бы даже как-то странно.
Потрескивание высоковольтных проводов я сделал из записи гремучей змеи, а звук самолета был синтезирован мною года за полтора до этого при первых еще опытах, но как и из чего – напрочь забыл.
Отдельно хотелось бы сказать о звуке, несколько раз использованном в спектакле – наиболее это заметно в сценах превращений Прогамма-преобразователь голоса AV Voice Changer Software 3.0 использована для создания психоделических звуков в спектакле по повести Виктора Пелевина «Проблема Верволка В Средней Полосе»(перед гонгом на поляне и в момент обращения Николая в человека). Эти потусторонние бульканья появились в моей шумотеке совершенно особым образом…
Однажды мне показали программу AV Voice Changer Software 3.0; штука оказалась действительно довольно любопытная, очень хорошо, красиво и качественно преображающая голос до полной неузнаваемости. Увы, для моей работы VCS оказалась практически бесполезной: работает она автономно, по DirectX ни к чему не подключается, к тому же действует исключительно «на лету». То есть на саундкарту подается сигнал (например, с микрофона), а программа его сразу преобразует, воспроизводит и даже может сама его записать. Неудобно (во всяком случае для записи спектаклей). Однако играя с VCS я вдруг обнаружил одну забавную вещь: при дуплексном режиме программы и определенной настройке саундкарты возникает обратная связь, в результате чего возникает довольно интересный булькающий, почти психоделический звук (напомнивший мне опыты некоторых классиков от рока и электроники на первых аналоговых синтезаторах). Высота и длительность звука варьировалась на лету настройками саундкарты – элементарно той же громкостью – и программы VCS (высота преобразования и т.п.). В результате таких вот опытов я «напек» себе несколько десятков заготовок разнообразной длительности и окраски, после чего просто снес программу за ненадобностью. (До «Верволка…» я использовал один из этих пресетов в предыдущем пелевинском спектакле, но там этот звук едва слышен.)
Вот, собственно, и все (удивительно, но история постановки создавалась дольше, чем она сама). Будет ли продолжен «пелевинский цикл»? Поглядим...

На сайте вы найдете демо-запись постановки.

[1] Поскольку в спектакле песня звучит по частям в разных местах постановки, здесь мы разместилисли запись этой великолепной вещи с любезного разрешения автора; можете скачать  Олег Медведев, «Браво, Парень» СКАЧАТЬ MP3 >>>
наверх


 


::: Использование материалов сайта с ведома автора всячески приветствуется :::
::: Дизайн © Феоfaн С. Отрастутьев :::