'Аудио Театр' - звуковые постановки, аудиокниги, радиоспектакли  

   

На главную:
О студии:
Проекты:
Контакты:
 
    
 
 
 
 


В. Маяковский, «ВАМ!» 16+




Предложение от портала «Живое Радио»Владимир Владимирович Маяковский поучаствовать в экспериментальном трибьюте «Маяковский живой» стало для меня довольно неожиданным – всё же я, хоть и работаю со звуком, но отнюдь не музыкант. Однако идея понравилась, и я решил попробовать, тем более что стихов я не озвучивал уже довольно давно. Не могу сказать, что я такой уж фанат поэзии Маяковского; в то же время невозможно отрицать, что это Поэт и Личность...
Для начала надо было выбрать стихотворение. Для себя я так определил критерии поиска: во-первых, вещь не должна быть длинной (потому что если композиция попадет на альбом, то будет соседствовать с песнями – следовательно, не должна их превосходить по времени, иначе слишком выбьется из общего строя, будет выглядеть утомительно, занудно, и ее просто не станут слушать); во-вторых, стихотворение не должно быть «навязшим в зубах», известным до затертости – но в то же время не должно быть совсем уж архивным и неизвестным (то есть, по музыкальным критериям, иметь признаки «потенциального хита»: с одной стороны явная новизна, с другой стороны явно присутствующая узнаваемость).
Под такое определение полностью подходило стихотворение «Вам!». Более того – вещь оказалась до боли современной и, я бы даже сказал, своевременной. Увы...
Собственно, исходя из этого я не стал использовать музыки ретро, каких-либо нарочито архаичных звуков; наоборот, хотелось сделать саунд как можно «современнее». Для этого были использованы многочисленные сэмплы и loops, как из стандартных библиотек, так и нарезанные самостоятельно – например, использованная в финале очень вкусная «петля», извлеченная из композиции каких-то мутных рэперов, которую я однажды скачал по ошибке. Для этой же цели использованы вполне цивильные звуки автомобильной сирены, пикирующего самолета и т.п.
Частично это звуковое многообразие (впоследствии я сам удивился плотности звука – столько всего оказалось «запрессовано» в одну маленькую композицию длительностью меньше трех минут), так вот, частично звуки были шумотечные, отчасти – записаны самостоятельно: врущаяся и сыплющаяся бумага; звон бокалов и собственно массовка в начале (из многочисленных заготовок к «Верволку...»); скрэтч и финальный скрип пластинки (сделанные при попытке реставрации записи с почти безнадежного винила).
Единственный звук действительно из начала ХХ века – это собственно голос Маяковского; который я использовал в конце композиции (запись, авторского чтения более чем известного стихотворения «А вы могли бы?», подарил мне писатель Леонид Каганов, нарезав на один диск со многими другими любопытными звуковыми редкостями). Такое сочетание осень старого и нового звучания, двух очень казалось бы разных стихов, оказалось весьма любопытным и дало интересный эффект – будто бы сам Владимир Владимирович противопоставляет тому, о чем говорится в «Вам!», почти бросает вызов: «А вы ноктюрн сыграть могли бы?»...
Рассказав о финале, хотелось бы сказать и о вступлении.
Общее видение начала композиции было примерно таким: поэт видит гуляющих в кабаке бездельников, не выдерживает и в сердцах бьет кулаком и т.п. Этот момент хотелось обозначить не просто шумами, но еще и криком. Крик представлялся довольно долгим, но с акцентом в финале (как при ударе). Изобразить такое не очень просто – во всяком случае так, чтобы это выглядело естественно. Поэтому я пошел на такую уловку: набрав в легкие воздуха кричал у микрофона «ПААААААА!!!..» насколько хватало дыхания, а потом в компьютере делал реверс этого крика.
Прежде чем передать результат трудов «Живому Радио», я дал послушать композицию нескольким знакомым. Тест на людях показал, что вещь в общем понравилась, однако одно независимо отметили все: «Так Маяковского не читают!» – после чего я понял, что вещь действительно получилась! Изначально менее всего хотелось, чтобы данное чтение (и прочтение) Маяковского было каноническим, «как у всех». Проще всего было бы пригласить актера с хорошо поставленным басом для пафосно-пролетарской декламации. Но хотелось дать совсем иные интонации. Кажется, удалось. За опыт такого небанального прочтения «пролетарского поэта» хотелось бы сказать особое спасибо основателю питерского «Приюта Комедианта» Юрию Томошевскому, многие спектакли которого я посетил в свое время.
Отдельное спасибо группе «Pink Floyd», творчество которой (и в первую очередь великий альбом «The Wall») в немалой степени вдохновило меня на создание саунда этой композиции..
 
 

 


::: Использование материалов сайта с ведома автора всячески приветствуется :::
::: Дизайн © Феоfaн С. Отрастутьев :::